Географическая грамотность
О некоторых аспектах формирования географической грамотности в процессе подготовки специалистов по туристским специальностям
Географическое образование является важной составляющей профессиональной подготовки будущих сотрудников сферы туризма. Географические знания весьма востребованы на очень многих позициях практической деятельности в туризме. Умелое оперирование ими позволит разработать более интересные программы путешествий, помочь клиенту сделать удачный выбор места отдыха, создать содержательную рекламную продукцию, увеличивающую привлекательность продвигаемого туристского продукта в противоположность той, которая изобилует пустыми призывами «посетить», «удивиться», «насладиться» и т.п., не давая никакой познавательной информации о туристском объекте. Это особенно актуально в условиях роста образовательного и культурного уровня контингента путешествующих.
В формировании географической грамотности и эрудиции студентов, обучающихся туристским специальностям, важную роль играют такие учебные дисциплины, как география, география туризма, туристское страноведение, регионоведение и некоторые другие. От качества их преподавания в значительной мере зависит конечный результат.
Как показывает опыт, исходный уровень знаний студентов в этой области весьма низок, т.к. в школьном образовании география не принадлежит к числу приоритетных дисциплин. Так, к примеру, далеко не в каждой учебной группе нами был получен ответ на вопрос: «В какую страну, расположенную в Гималаях, нужно поехать, чтобы подняться на высочайшую вершину мира – гору Эверест?» А из географических казусов, произнесённых устами студентов, можно составить целый сборник. Да и некоторые сотрудники туриндустрии могут помочь вам заблудиться даже в Европе. Так менеджер одной из турфирм в ответ на пожелание клиента посетить Словакию предложила для ознакомления туристские проспекты по Словении.
Нередки географические ошибки в туристских проспектах и каталогах, являющихся продукцией туриндустрии. Так, к примеру, в каталоге активных туров компании «Астрэвел» 2007 года в разделе «Липецкая область» рекламируется путешествие по рекам Битюг и Дон через города Анна, Бобров, к меловым скалам Дивногорья и другим интересным местам. Всё бы ничего, если бы не находились вышеназванные объекты в Воронежской области.
К сожалению, и учебная литература предназначенная для подготовки будущих специалистов туристского комплекса также пестрит ошибками. Вот так выглядит правописание только некоторых географических названий в учебном пособии Е.А. Окладниковой «Международный туризм. География туристских ресурсов мира»: национальные парки «Гранд Парадисо», «Ла Ваниозе» и «Берштесгарден» в Европе, штат «Гуэрро» в Мексике. Короткое описание некоего национального парка «Канайама» из статьи по Венесуэле хочется привести полностью: «Заповедник славится горой Дьявола, откуда берёт начало река, на которой расположен самый высокий в мире водопад Сальто Анхель (Прыжок Ангела). Его высота 1054 м. Он на 21 м выше Ниагарского водопада. » Трудно сказать, откуда взяты такие сведения. Во многих школьных учебниках и хрестоматиях по географии написано о том, что высочайший водопад мира назван так в честь его первооткрывателя – лётчика Анхеля, что находится он в бассейне реки Карони, а его превосходство пред Ниагарским водопадом не в 21 метр, а в 21 раз! Но это ещё далеко не всё об известном национальном парке Венесуэлы. На этой же странице двумя абзацами ниже упоминается ещё заповедник Канайма в Горной Амазонии.(!) После всего этого остаётся только предаваться размышлениям о том, есть ли Горная Амазония, нет ли Горной Амазонии и считать ли таковой Гвианское нагорье?...
Вызывают недоумение у географов и формулировки названий пунктов: «климат», «природа», «растительный мир», «животный мир». Означает ли это, что климат, растительность и животный мир природой не являются?
Четыре ошибки в географических названиях присутствует на одной странице учебно-практического пособия А.Б.Косолапова «Туристское страноведение» в статье о Словакии, не считая фразы, что «…самый крупный замок – Спишская крепость состоит из 170 крепостей и замков.» А через три абзаца на этой же странице среди достопримечательностей Словакии упоминается ещё «Списский град», который видимо уже никак не ассоциируется автором со Спишской крепостью. Ещё четыре ошибки в названиях словацких городов и курортов ждёт читателя и на следующей странице.
Орфографические и стилистические ошибки, отсутствие логики в изложении материала 1-й главы, плохо продуманные формулировки вопросов и заданий снижают образовательную ценность учебного пособия А.А.Самойленко с коньюнктурным и многообещающим названием «География туризма». А ксерокопии совершенно нечитаемых и поэтому бесполезных в учебном процессе карт, помещённых в этой книге, ещё больше её дискредитируют.
Безусловно, в вышеперечисленных изданиях содержится много и интересного, полезного материала. Но, рекомендуя их студентам, всегда приходится давать к ним подробные комментарии.
Информация интернет-сайтов, хотя и используется студентами, не может заменить собою учебную литературу. Она также нередко содержит неверную информацию, но, что самое главное – не предназначена ни для какой конкретной дисциплины и нуждается в определённой «фильтрации», которую студент не в состоянии осуществить, если у него не сформировано представление о сущности учебного предмета, его образовательных целях и задачах. Понимание специфики предмета, овладение профессиональной терминологией, использование которой также является одним из критериев качества образования, происходит в основном в процессе работы с хорошей учебной литературой.
В этих условиях весьма важным условием является наличие у преподавателя системы работы по формированию основ знаний. На наш взгляд, важным компонентом этой системы должна быть работа с географической картой. Оптимально использование карт атлас, причём не только общегеографических, но и тематических. Систематическое обращение к карте формирует более прочные и глубокие знания, а также представление о том, где в случае необходимости можно навести справки о правильном названии, местонахождении объекта и множестве других его характеристик. Это помогло бы избежать ошибок и неточностей в печатной продукции туриндустрии.
Обращение к карте возможно и необходимо и в сочетании с другими методами работы. Например, при работе с тестами. Традиционно их применение для контроля знаний. Но не менее целесообразно использование тестов на этапе изучение или закрепления изученного материала в процессе коллективной работы в аудитории. В этой ситуации поиск правильного ответа в карте даёт хороший обучающий эффект. Можно использовать и обратный вариант работы: на основе опыта, полученного при работе в аудитории, дать студентам задание самостоятельно составить определённое количество тестовых заданий с использованием карты, учебной литературы и других источников.
Хорошо организованная самостоятельная работа студентов – залог успеха изучения любой учебной дисциплины. Основная задача преподавателя в данном случае заключается в разработке перечня заданий, являющихся логической частью целостной системы работы, сущностью которых является «соприкосновение» с программным материалом. Это могут быть сообщения, обзоры специализированной периодической печати, презентации о туристских центрах и т. п. Тематика заданий может включать характеристику важнейших составляющих туристского потенциала: природных объектов, играющих важную роль в туризме, состояния туристской инфраструктуры, культурно-исторических достопримечательностей, а также комплексное описание туристских дестинаций и центров. Для более эффективного усвоения материала, привлечения внимания студентов, прослушивание этой информации в аудитории должно предваряться проблемным вопросом или заданием преподавателя, а заканчиваться подведением кратких итогов. Среди итоговых вопросов могут быть и требующие обращения к картам атласа, уточняющие местоположение и другие географические особенности объектов, направленные на расширение объёма полученной информации. Выявление отличительных особенностей, формирование «образа» территории особенно важно в туристском страноведении и географии туризма.
Изучение большого объёма материала требует чёткого выделения основных, «узловых» вопросов и понятий курса, а в дисциплинах, имеющих географическую основу – ещё и составления определённой номенклатуры – перечня географических названий для обязательного усвоения: горных систем, рек, водопадов, озёр, акваторий морей, особо охраняемых природных территорий, используемых в рекреации. Важно также привести в соответствие местонахождение этих объектов с территорией определённых стран. В условиях ограниченности учебного времени для решения этих сложных задач может быть очень полезной работа с контурной картой: изображение на ней «номенклатурных» объектов и границ стран, на территории которых они находятся. Работу с контурной картой целесообразно начать в учебной аудитории, а основную её часть студенты могут выполнить самостоятельно при периодическом контроле преподавателя. В начале работы необходимо дать перечень названий для работы с ними и ознакомить с требованиями к оформлению карты, а её итог отразить в балльно-рейтинговой системе оценки знаний студента. Критерии оценки труда студента могут отражать как его формальное участие в учебном процессе (посещение лекционных и семинарско-практических занятий, выполнение заданий на контурной карте), так и активную познавательную деятельность (подготовка презентаций, обзоров, выступления на семинарских занятиях). Очень важным условием использования этой системы, на наш взгляд, является учёт не только количественных показателей, но и качественной стороны работы студентов: глубины ответов, содержания сообщений и презентаций, результатов промежуточных тестовых аттестаций.
Несомненно, что для организации наиболее эффективного учебного процесса нужна хорошая учебно-методическая и техническая база.