Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Как писать курсовую или дипломную работу

Курсовые и дипломные работы выполняются по единой методике, но отличаются объёмом, глубиной рассмотрения вопросов, особенностями оформления.

       Курсовая работа является важным этапом в изучении теории и приобретении навыков самостоятельной творческой работы студентов. Дипломная работа – выпускная квалификационная работа. Она отражает уровень подготовленности, квалификации выпускника, уровень его владения приобретёнными в процессе обучения знаниями и навыками. Это самостоятельное, законченное научное исследование, в котором могут быть использованы материалы и результаты предшествующих ей курсовых работ.


       Для студента важно как можно раньше определить круг своих интересов в избранной специальности, перспективное для себя направление научно-исследовательской работы, выбрать научного руководителя и выполнять все курсовые работы в рамках одного направления, под одним и тем же научным руководством. Это позволит достичь более глубокой проработки проблем и выполнить заключительное (дипломное) исследование на более высоком уровне.

Объём курсовой работы определяется в 25 – 35 страниц, дипломной – 70 – 80 страниц печатного текста.

Уровень курсовой или дипломной работы определяется степенью её соответствия ряду требований:

-к выбору тематики, предмета и объекта исследования;
-к обоснованию актуальности рассматриваемой проблемы;
-к формулировке цели и задач исследования;
-к содержанию и структуре материала;
-языку изложения (научность, владение терминологией изученных дисциплин);
- к правильности оформления материала.

 

       Любая научно-студенческая работа базируется на изучении литературных, статистических и других источников. При этом важно не только их воспроизведение, цитирование, но в большей степени – систематизация и анализ первоисточников.
Важными достоинствами работы является хорошо продуманная логичная структура, аналитический подход к исследованию и самостоятельно сделанные выводы, являющиеся главным результатом исследования.

 

Выполнение курсовой (дипломной) работы включает в себя следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Подбор источников информации.

3. Составление развернутого плана работы.

4. Подготовка текста и оформление работы.

5. Подготовка к защите.

6. Защита курсовой (дипломной) работы.

 

1. Выбор темы.

 

Тематика курсовых и дипломных работ утверждается на заседании кафедры и предоставляется студентам.

Студент также может сам предложить тему исследования, согласовав её с научным руководителем.

Основным критерием при выборе темы работы служит научный и практический интерес студента. Следует исходить из того, по какой из тем можно собрать наиболее полный и интересный материал, использовать практику работы предприятий сервиса и туризма.

По одной теме могут выполнять работы несколько студентов, если объекты их изучения и круг изучаемых вопросов различны.

 

При выборе темы должны учитываться следующие условия:

      Тема должна отражать важные и новые направления развития социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Для направления «туризм» - это новые туристские предложения (дестинации, центры, виды туризма), методы профессиональной деятельности, технологии. Избегайте банальных, хорошо изученных тем, в которых отсутствует проблемность и новизна, хорошо изученных туристских направлений, по которым работает множество турфирм – ваши разработки будут неконкурентноспособны!

      Тема должна содержать в себе одну или несколько проблем, открывающих возможность для проведения самостоятельного исследования, в котором можно будет показать умение собирать, систематизировать и анализировать факты, цифры, документы, подводить итоги, делать выводы, т.е. отчётливо показать свой личный вклад в разработку темы.

      Работа должна быть обеспечена необходимыми информационными материалами (литературными, статистическими, картографическими, документационными) для раскрытия выбранной темы, решения обозначенных проблем. Научный руководитель может порекомендовать источники информации и пути их поиска, но расширение и углубление информационной базы – одно из важных направлений работы студента, обеспечивающих качество курсовой или дипломной работы; особенно в случае, когда он сам предлагает тему работы.

 

2. Подбор источников информации.

      В качестве информационной базы курсовой или дипломной работы используется учебная и научно-популярная литература, интерактивные источники, монографии, научные статьи, материалы производственных практик, законы, нормативные акты, программы развития туризма и рекреации.


      Характер используемых источников информации во многом определяет качество содержания работы, её языка, стиля. В этом плане наиболее ценны научные статьи и монографии специалистов. А материалы, собранные в период практики или предоставленные предприятиями сферы туризма увеличивают практическую направленность и значимость работы.
При цитировании источников информации необходима ссылка на них!

      Особое значение в курсовых и дипломных работах по направлению «туризм» имеют статистические и картографические материалы.
Статистические данные являются необходимым подтверждением, аргументацией выявленных тенденций, придают основательность и доказательность исследованию. Желательно собрать статистику по изучаемому объекту за возможно более длительный период (за ряд лет). Это позволит выявить динамику процесса, тенденции его развития.
Статистика оформляется в виде таблиц; может стать основой для составления графиков, диаграмм.
В случае использования любых статистических данных необходимы ссылки на источники информации.

      Картографические источники – это карты и картосхемы. Они являются оптимальным иллюстративным материалом, т.к. помогают чётко определить пространственную дислокацию изучаемого явления и дают достаточно полное обобщённое представление о нём. Карты используются для получения информации об изучаемом объекте, территории. Картосхемы – упрощённый вариант изображения. Если картосхема составлена или доработана, изменена автором – она может быть представлена без ссылки, если полностью заимствована из литературных или интерактивных источников – необходима ссылка на источник информации.


Самостоятельно составить картосхему можно, используя контур исследуемой территории, показав на нём с помощью условных обозначений изучаемые объекты (природные и культурно-исторические достопримечательности страны, района; объекты туристской инфраструктуры; туристские районы, центры, маршруты и т.п.).


Увеличивает ценность картосхемы классификация (1), ранжирование (2) объектов на ней.
(1) Туристские ресурсы страны, района: природные, культурно-исторические, социально-экономические.
(2) Достопримечательности: местного, регионального, федерального, мирового значения.

      В процессе работы с собранными материалами студент должен показать умение их систематизировать, обрабатывать, анализировать, формулировать выводы. Уровень систематизации, глубина аналитического подхода во многом определяет ценность курсовой или дипломной работы, её исследовательский характер.


      Нецелесообразны работы, имеющие описательный характер, являющиеся простым воспроизведением материала.
Ознакомившись с собранными материалами, вы определите круг вопросов, которые можно осветить в работе, осмыслите цели и задачи исследования. В собранном материале нужно отметить наиболее важные текстовые фрагменты, которые помогут описать актуальность, новизну исследования или отдельные пункты плана (со ссылкой на источники).

 

3. Составление плана работы.

      Предварительный план работы может включать перечень основных вопросов, которые предполагается осветить. Он составляется студентом самостоятельно, а затем утверждается научным руководителем. Не следует представлять научному руководителю непродуманный план с неотредактированными формулировками. План является результатом осмысления сути предстоящей работы, первичного знакомства с собранными материалами.


     План курсовой или дипломной работы представляет собой развёрнутый перечень глав и параграфов с введением и заключением. В процессе работы он может меняться, дополняться; могут уточняться формулировки названий глав и параграфов.
Хорошо составленный план является залогом более быстрого и качественного выполнения работы.

 

4. Подготовка текста и оформление работы.

Структура курсовой или дипломной работы включает в себя следующие элементы:


-титульный лист,
-содержание,
-введение,
-основная часть,
-заключение,
-список литературы,
-приложения.

Титульный лист должен содержать следующие реквизиты:


полное название учебного заведения, факультета и кафедры,
название темы работы,
специальность, по которой обучается студент,
данные об авторе работы (Ф.И.О., группа),
данные о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень и звание),
год выполнения работы.

 

       Содержание работы представлено на отдельной странице. Оно представляет собой перечень основных структурных элементов работы: введение, заголовки глав, пунктов, параграфов; заключение, список использованных источников информации, названия приложений с указанием номеров страниц, на которых они начинаются.

 

Введение

Ведение является важнейшей частью работы, т.к. определяет её замысел. В нём формулируются:

- актуальность темы с формулировкой проблемы исследования,
- объект и предмет исследования,
- цель и задачи исследования,
- научная новизна и практическая значимость работы,
- используемые в работе методы исследования,
- информационная база работы.

 

Актуальность темы - это ответ на вопрос: «Почему данную тему нужно в настоящее время изучать?» При обосновании актуальности работы следует привести убедительные и конкретные аргументы и факты, свидетельствующие о своевременности, необходимости данного исследования, показать его проблемность.


Проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Необходимо кратко описать, сформулировать суть проблемы.
Обоснование актуальности должно быть немногословным (объёмом от нескольких абзацев до 1-1,5 страниц), главное – показать важность выбранной темы и наличие в ней с проблемной ситуации. При обосновании актуальности работы не следует уходить от темы и уклоняться в общие рассуждения о важности туризма (типичная ошибка студентов туристских специальностей).

То, насколько правильно автор оценивает выбранную тему с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

 

Объект – это та часть окружающих нас явлений, которой занимается исследователь, непознанное явление, неизвестное ранее науке, или его часть. Так, при исследованиях в сфере социально-культурного сервиса и туризма объектами могут выступать: туристская дестинация (страна, регион, район); предприятие или совокупность предприятий (турфирм, гостиниц, ресторанов), вид туристской деятельности и др.

      Под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта, которые будут исследованы в работе. Предмет находится в границах объекта и отражает какую-либо его сторону (аспект, свойства, признаки, отношения), подлежащую исследованию. Предмет исследования тесно связан с темой работы. Это может быть туристский потенциал страны или района (при изучении туристской дестинации) или система мотивации персонала гостиничного предприятия (при изучении гостиничного хозяйства) или совокупность инноваций туристского предприятия.

Предмет и объект исследования соотносятся как часть и целое. Предмет является частью, стороной, структурным элементом объекта.

 

Цель исследования - это получение определенного конкретного результата, выявление, определение путей оптимизации изучаемого явления. Процесс выполнения работы (изучение, исследование, анализ, и т.п.) целью не является. Цель определяется темой работы, необходимостью решения главной проблемы. К примеру – определение путей и методов продвижения туристского продукта, выявление перспективных направлений развития туризма, поиск путей повышения конкурентноспособности предприятия и т.д.

      Задачи исследования программируют этапы, последовательность выполнения работы, т.е. действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Структура работы обычно является отображением решаемых задач. Как правило, они формулируются по отношению к главам работы и решаются в процессе выполнения этих структурных частей исследования.
Научная новизна студенческой работы может быть обусловлена недостаточной изученностью проблемы (территории, группы объектов и т.п.), а практическая значимость – в возможности использования результатов исследования предприятиями сферы туризма.

      Методы исследования, используемые в работах по направлению туризм: статистический, картографический, классификаций, типологический, опроса, описания, сравнительно-географический, сравнительного анализа.
Информационная база исследования представлена, как правило, такими группами источников информации, как монографии, научные статьи; учебные и научно-популярные, справочные издания; интерактивные источники, рабочие материалы предприятий сервиса и туризма, статистические данные. Полностью они перечислены в списке литературы.
Объём введения может составлять от 2-3 до 5 страниц.

 

Основная часть

       Основная часть работы - наибольшая по объему. Именно в ней излагается суть проблемы, раскрывается тема, определяется авторская позиция.
Содержание основной части курсовой или дипломной работы состоит не менее, чем из 3-х глав.

      Первая глава имеет теоретический характер. В ней излагается сущность используемых в работе понятий и категорий, освещаются теоретические и методические аспекты рассматриваемых проблем. При этом приводятся точки зрения различных авторов с обязательной ссылкой на источники.

      Последующие главы отражают основное содержание работы.

      Третья глава включает анализ практической деятельности туристского предприятия и (или) собственные разработки автора. Её материал имеет наибольшую практическую значимость.
Перечень глав и пунктов работы должен иметь определённую логику.

      Каждая глава должна соответствовать общей цели работы и задачам, поставленным автором во введении.
Описание исследуемых проблем, процессов, явлений должно быть конкретным, аргументированным (доказательным). Следует проявить аналитический подход в изложении - описания явлений при одновременном их анализе, собственной оценке.

      Важен тщательный отбор материала, редактирование используемых текстов. Ответственность за содержание работы возлагается на автора.


Заключение

         В заключении работы формулируются общие выводы, практические рекомендации и предложения, вытекающие из исследования. Выводы должны соответствовать поставленным цели и задачам. Обычно каждой из поставленных во введении задач соответствует не менее одного вывода или предложения. Оценивание курсовой или дипломной работы начинается с выяснения соответствия между поставленными во введении целью, задачами и выводами в заключении.


        Заключение должно быть кратким, содержать четкие формулировки; выводы, органически вытекающие и логически связанные с основным содержанием работы. Не следует повторять то, о чем написано во введении и основной части, приводить новый фактический материал.
Это завершающий раздел работы, требующий её глубокого осмысления, дающий ответ на вопрос о том, для чего предпринято исследование.

Список литературы

       Список использованной литературы должен содержать не менее 30 источников для курсовой и 50 для дипломной работы. Это литературные, интерактивные источники, правовые акты, статистика и другие материалы, использованные при написании работы.

 

Образец оформления списка литературы:


1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект-Пресс, 2001.
2. География туризма: учебник / под ред. А.Ю.Александровой. – М.:КНОРУС, 2008. – 502 с.
3. Культурный туризм в России: проблемы и перспективы развития [Текст] : сб. докладов 1 студ. науч.-практ. конференции, Сергиев Посад, 24-25 февр. 2000 г. / Рос. междунар. акад. туризма ; Под общ. ред. В.Т. Устименко. - М. : [б. и.], 2000. - 151 с.
4. Лукьянова Н.C. География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010, 2011 – 168 с.
5. Сапожникова Е.Н. Страноведение: теория и методика туристского изучения стран. М.: AcademiA, 2004
Ссылки на источники в тексте оформляются в квадратных скобках: указывается номер источника в соответствии со списком литературы и номер страницы в нем.

 

Приложения

       Приложениями могут быть материалы, углубляющие и поясняющие содержание курсовой или дипломной работы: таблицы, схемы, картосхемы, расчёты, должностные инструкции, программы развития (туризма, гостиничного хозяйства, предприятия и др.), туристские программы и маршруты, перечни туристских объектов и др.
Каждое из приложений имеет название и порядковый номер (Приложение 5).


Название таблицы помещают над таблицей. Таблицы нумеруются.
Пример: Таблица 1. Посещение стран Европы гражданами России.
Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) именуются рисунками.
Подписи располагаются под рисунком: Рис.1. Структура предприятия.


5. Подготовка к защите


       Перед распечатыванием следует отредактировать весь написанный текст. Затем работу распечатать, переплести, представить на отзыв научному руководителю, дипломную работу – и внешнему рецензенту для получения рецензии.


      Курсовая работа с отзывом руководителя сдаётся на кафедру за 3 дня до защиты.

      Дипломная работа с отзывом и рецензией в 2-х экземплярах (отзыв с рецензией в одном) и электронном варианте сдаётся на кафедру за 5 дней до защиты.}

      Далее курсовые работы передаются в комиссию по защите курсовых работ.


      Дипломные работы передаются в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

 

6. Защита работы.

 

Для защиты курсовой работы готовится краткая речь, в которой студент докладывает о цели и главных результатах своего исследования. Далее – отвечает на замечания научного руководителя, указанные в отзыве и на вопросы членов комиссии.

К защите дипломной работы готовится доклад и компьютерная презентация на 7-8 мин. В начале доклада озвучиваются цель и задачи работы. Возможно – объект, предмет исследования, информационная база, оригинальные материалы, на которых выполнена работа.

Основным содержанием речи также являются итоги, выводы работы с необходимыми иллюстрирующими их фактами и аргументами, представленными в 10 – 15 кадрах презентации. Презентация демонстрируется параллельно с докладом.

Не стоит перегружать доклад несущественными подробностями, теоретическими положениями, заимствованными из литературных источников. Стоит сконцентрироваться на основных результатах работы, показать вклад автора в решение основной проблемы исследовании.

Присутствие лишних подробностей затруднит восприятие работы членами аттестационной комиссии, понимание сути исследования, авторского вклада и спровоцирует лишние вопросы.

Комиссией принимается во внимание оригинальность, содержание работы, обоснованность выводов и предложений, уровень научно-теоретической и практической подготовки выпускника.