РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
Б1.В.ОД.25
Направление подготовки – 43.03.02 « Туризм»
Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Москва 2016
Рабочая программа дисциплины «География» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 43.03.02 «Туризм» и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».
Автор: |
Лукьянова Н.С. – доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма МосГУ |
Эксперты: |
Потапова С.А. - доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма МосГУ Забаев Ю.В. – д.т.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет" в г. Геленджике |
1. Цели и задачи дисциплины
Основной целью изучения дисциплины «География» является создание системы теоретических знаний и практических навыков в области географии для формирования и оказания услуг в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Основными задачами дисциплины являются:
- рассмотрение ключевых теоретических вопросов социально-экономической географии,
- раскрытие сущности страноведения, содержания комплексной страноведческой характеристики страны,
- ознакомление с основами туристского ресурсоведения,
- изучение теоретических и методологических основ географии туризма,
- формирование системы знаний о туристском потенциале регионов мира.
Результатом изучения дисциплины является формирование у будущих магистров географической грамотности, теоретических и практических знаний, необходимых для продвижения и создания туристского продукта.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Учебная дисциплина «География»является обязательной дисциплиной вариативной части учебного плана образовательной программы высшего образования МосГу.
Дисциплина (модуль) «География» базируется на знаниях, полученными при освоении предыдущих курсах по профилю подготовки «Концепции современного естествознания», «Информационные технологии в туристской индустрии», «Организация туристской деятельности», что дает обучающемуся системное представление об изучаемой дисциплине и обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности выпускника.
Дисциплина «Выездной туризм» связана с последующими дисциплинами: «География туризма», «Туристско-рекреационное проектирование», «Технология формирования туристского продукта».
Эта дисциплина носит обобщающий характер. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, способствуют более успешной работе над выпускной квалификационной работой.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) «География» соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы по направлению 43.03.02 «Туризм».
Процесс изучения дисциплины «География» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
-способность к самореализации и самообразованию (ОК-5);
а) профессиональные (ПК):
- готовность к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-3);
Готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- природные, культурно-исторические и социально-экономические особенности туристских регионов мира, важнейших туристских территорий: районов, зон, центров;
- содержание страноведческой характеристики.
Уметь:
- отбирать объекты туристского интереса,
- характеризовать важнейшие туристские достопримечательности общемирового значения;
- самостоятельно разрабатывать туристские маршруты;
Владеть:
- технологией использования типовой характеристики туристской территории;
- методами оценки туристской привлекательности страны,
- навыками сбора информации, необходимой для создания и продвижения туристского продукта.
- Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.
4.1. Структура дисциплины
4.1.1. Для очной формы обучения
Вид учебной работы |
Всего часов |
Трудоемкость по семестрам |
|
(номер семестра) |
|||
3 |
4 |
||
144 час. |
180 час. |
||
Аудиторные занятия (всего) |
128 |
66 |
62 |
Занятия лекционного типа |
52 |
26 |
26 |
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) |
76 |
40 |
36 |
Самостоятельная работа (всего) |
196 |
78 |
118 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
Зачет, экзамен |
зачет |
экзамен |
4.1. Учебно-тематический план дисциплины
4.2.1. Для очной формы обучения
Номер раздела |
Наименование раздела/темы |
Часов по учебной (рабочей) |
Отрабатываемые компетенции |
||||
Всего в уч. плане |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа студента |
|||||
Всего |
в том числе |
||||||
Лекции |
Практич. занятия |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА |
Выбрать ОК-5, ПК-3,ПК-8 |
||||||
1 |
Эволюция географии |
2 |
ОК-5, ПК-3,ПК-8 |
||||
2 |
Современная политическая карта мира |
2 |
4 |
ОК-5, ПК-3,ПК-8 |
|||
3 |
Население мира |
2 |
4 |
ОК-5, ПК-3,ПК-8 |
|||
4 |
Природные ресурсы. Основы туристского ресурсоведения |
2 |
4 |
||||
5 |
Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. |
2 |
2 |
||||
РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ТУРИСТСКИХ МАКРОРЕГИОНОВ МИРА |
|||||||
1 |
Теоретические основы выделения туристских регионов |
2 |
2 |
||||
2 |
Европейский туристский макрорегион |
4 |
8 |
||||
3 |
Азиатско-Тихоокеанский туристский макрорегион |
2 |
8 |
||||
4 |
Американский туристский макрорегион |
4 |
8 |
||||
5 |
Ближневосточный туристский макрорегион |
2 |
2 |
||||
6 |
Туристский макрорегион Южная Азия |
2 |
2 |
||||
7 |
Африканский туристский макрорегион |
2 |
4 |
||||
РАЗДЕЛ 3. ОБЗОР ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ |
|||||||
1 |
Теоретические предпосылки выделения и описания туристских зон и районов России |
2 |
|||||
2 |
Европейский Север |
4 |
4 |
||||
3 |
Центр России |
6 |
8 |
||||
4 |
Юг России |
6 |
6 |
||||
5 |
Юг Сибири и Дальнего Востока |
2 |
6 |
||||
6 |
Азиатский Север |
2 |
4 |
||||
7 |
Место России в мировой системе туризма. География международных туристских потоков |
2 |
|||||
Итого: |
324 |
12 8 |
52 |
76 |
196 |
4.2. Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Тема 1. Эволюция географии География – комплекс наук о Земле и обществе. Сущность социально-экономической географии Эволюция географических знаний. Современная система географических наук. Социально-экономическая география как наука. Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 2. Современная политическая карта мира Представление об ойкумене. Развитие процессов пространственной дифференциации и интеграции, формирование карты мира. Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Группы и типы стран, критерии их выделения. Практическое занятие 1. Группировки, типологии и классификации стран мира.
Практическое занятие 2. Межстрановые сравнения.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 3. Население мира Динамика численности населения мира. Естественное движение населения. Расовый и этнический состав населения. Религиозный состав населения. Размещение населения мира и его территориальная организация. Городское и сельское население, урбанизация. Миграции. Различия в уровне и качестве жизни населения стран мира. Практическое занятие 3. Характеристика населения стран мира. Охарактеризовать население одной из стран мира по типовому плану: численность, основные показатели естественного движения, уровень и качество жизни, этнический состав; религии населения и их влияние на жизнь общества; особенности культуры народов, населяющих страну; городское и сельское население, исторические города; влияние миграции. Практическое занятие 4. Население России.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 4. Природные ресурсы. Основы туристского ресурсоведения. Виды природных ресурсов, их роль в экономическом развитии. Туристское ресурсоведение: его предмет и задачи, теоретическое и практическое значение. Туристские ресурсы – важнейшая часть туристского потенциала территории. Классификация туристских ресурсов. Природные туристские ресурсы, методические подходы к их оценке. Культурно-исторические ресурсы туризма, методы их исследования и оценки. Экономические ресурсы туризма. Туристский потенциал территории. Оценка сопряжённого туристского потенциала территории и экономико-географических условий развития на ней туризма. Интегральный индекс совокупного туристского потенциала территории. Практическое занятие 5. Туристский потенциал территории. 1. Сущность и структура понятия «туристский потенциал». 2. Методика оценки туристского потенциала страны. 3. Оценка природных ресурсов страны по выбору. Практическое занятие 6. Культурно-исторические ресурсы. 1. Виды культурно-исторических ресурсов. 2. Методика оценки культурно-исторических ресурсов. 3. Характеристика культурно-исторических ресурсов страны по выбору. Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. |
Тема 5. Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда.
Сущность международного географического разделения труда. Состав мирового хозяйства. Мировой рынок товаров и услуг. Аграрная индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства. Научно-техническая революция и современная структура мирового хозяйства и хозяйственных комплексов отдельных стран. Неравномерность экономического развития. Критерии уровня экономического развития, типы стран по уровню социально-экономического развития. ИРЧП – интегральный показатель развития общества.
Практическое занятии 7. Структура и специализация хозяйства стран мира.
- Основные типы стран мира по структуре экономики.
- Выявление стран мира, специализирующихся на международном туризме среди развитых и развивающихся.
- Характеристика экономики одной из стран мира с туристской специализацией.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ТУРИСТСКИХ МАКРОРЕГИОНОВ МИРА
Тема 1. Теоретические основы выделения туристских регионов
Сущность понятий: «регион», «туристский регион». Факторы регионализма. Иерархия туристских территорий: туристский макрорегион, субрегион, страна, туристская зона, туристский район, центр туризма. Схема туристского районирования ЮНВТО.
Практическое занятие 8. Регионализация мира.
- Теоретические аспекты регионализации.
- Цивилизационные регионы мира.
- Туристские регионы мира.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
Тема 2. Европейский туристский макрорегион
Состав: страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, Восточного Средиземноморья. Географическое положение, роль в мировом социально-экономическом развитии, позиции в международном туризме. Природные условия и ресурсы для развития туризма, культурно-исторические ресурсы, особенности населения и социально-экономического развития, важнейшие туристские центры. Природные, культурные и социально-экономические особенности субрегионов: северной, южной, западной, центрально-восточной Европы.
Практические занятия 9 – 12. Характеристика субрегионов Европы и входящих в них стран.
- Северная Европа.
- Южная Европа.
- Западная Европа.
- Центрально-Восточная Европа и Восточное Средиземноморье.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
Тема 3. Азиатско-Тихоокеанский туристский макрорегион
Особенности географического положения и состава макрорегиона. Различия в уровне социально-экономического развития входящих в него стран. Разнообразие природных условий и ресурсов для развития туризма. Культурно-исторические достопримечательности, особенности культуры населения. Основные факторы туристской привлекательности отдельных стран: природно-климатические, этнокультурные, цивилизационные. Комплексная характеристика субрегионов: Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Океани.
Практические занятия 13 - 16. Характеристика субрегионов Азии и входящих в них стран.
- Центральная Азия.
- Восточная Азия.
- Юго-Восточная Азия.
- Австралия и Океания.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
Тема 4. Американский туристский макрорегион
Состав макрорегиона: Северная, Южная Америка, Центральная Америка и Карибский бассейн. Особенности природных условий и ресурсов для развития туризма в субрегионах. Важнейшие природные достопримечательности мирового значения (объекты всемирного природного наследия). Культурно-исторические особенности и достопримечательности, особенности населения и социально-экономического развития субрегионов и отдельных стран. Важнейшие туристские районы и центры.
Практические занятия 17 - 20. Характеристика субрегионов Америки и входящих в них стран.
- Северная Америка: США и Канада.
- Мексика.
- Цетральная Америка и Карибский бассейн.
- Южная Америка.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
Тема 5. Ближневосточный туристский макрорегион
Состав макрорегиона: страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия. Главные интегрирующие факторы природного и религиозно-культурного характера. Геополитическая ситуация. Различия в экономическом развитии, туристской специализации, уровне развития туризма между странами, входящими в состав макрорегиона. Важнейшие объекты туристского интереса, объекты всемирного культурного и природного наследия. Главные центры туризма.
Практическое занятие 21. Обзор туристских дестинаций Ближнего Востока.
Характеристика природных, культурно-исторических достопримечательностей Египта, Иордании, ОАЭ и других стран. Условия для отдыха и туризма, туристские центры стран региона.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
Тема 6. Туристский макрорегион Южная Азия
Состав макрорегиона по схеме ВТО: Индия, Пакистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская республика. Роль макрорегиона и отдельных стран в системе международного туризма. Особенности природных условий и ресурсов для расселения и развития туризма. Экономические, культурно-исторические, религиозные межстрановые различия. Геополитические проблемы.
Практическое занятии 22. Туристские дестинации Южной Азии.
- Природные ресурсы, социально-культурные и экономические условия для отдыха и туризма в странах региона.
- Обзор важнейших достопримечательностей.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
Тема 7. Африканский туристский макрорегион
Особенности состава территории, рельефа, климата, вод, растительности и животного мира. Особенности экономического развития всего макрорегиона и отдельных групп стран. Проявление глобальных проблем в странах региона: экономической отсталости, бедности, голода, СПИДа и других. Роль в системе международного туризма. Природные, культурно-исторические и социально-экономические ресурсы для развития туризма. Роль национальных парков, морских побережий, природных и культурно-исторических достопримечательностей в формировании туристской привлекательности отдельных стран и групп стран.
Практическое занятие 23. Сравнительная характеристика Алжира. Туниса и Марокко.
Выявление общих особенностей и различий в природных и социально-экономических условиях отдыха и туризма в странах Северной Африки. Обзор природных и культурно-исторических достопримечательностей.
Практическое занятии 24. Страны Восточной и Южной Африки.
- Роль национальных парков в развитии туризма.
- Условия и достопримечательности ЮАР, Мадагаскара и других стран.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. |
РАЗДЕЛ 3. ОБЗОР ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ Тема 1. Теоретические предпосылки выделения и описания туристских зон и районов России Краткая история развития рекреационного районирования. Содержание понятий: рекреационный район, туристский район,туристско-рекреационная зона, туристский район, туристский центр, туристский кластер. Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 2. Европейский Север Состав и территория туристской зоны. Важнейшие природные объекты и достопримечательности (горы, озёра, реки), используемые в рекреационных целях. Влияние природных условий на специализацию туризма. Роль национальных и природных парков в рекреационном комплексе. Объекты Всемирного наследия Европейского Севера. Исторические поселения. Музейные комплексы (этнографические, деревянного зодчества). Центры православного паломничества. Практическое занятие 25. Северо-западный район, Карелия и Мурманская область.
Практическое занятие 26. Русский Север.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 3. Центр России Состав территории рекреационной зоны. Разнообразие природных условий. Заповедники и национальные и природные парки, имеющие наибольшее рекреационное значение. Обзор лечебных ресурсов и санаторно-курортного хозяйства. Характеристика объектов всемирного культурного наследия. Наиболее посещаемые музеи-заповедники и музеи-усадьбы и другие музейные комплексы. Обзор туристских районов центра России. Практическое занятие 27. Москва и Московская область.
Практическое занятие 28. Центральный район.
Практическое занятие 29. Западный район. 1.Рекреационные ресурсы и центры Калининградской области. 2. Псков и Новгород – древнейшие города России. Природно-рекреационные объекты Западного района.
Практическое занятие 30.Уральский район.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 4. Юг России Обзор туристских районов юга России: Кавказско-Черноморский, Северо-Кавказский, Горно-Кавказский район, Азовский, Каспийский, Крымский, Нижнее Поволжье, Центрально-Чернозёмный (южнорусский). Особенности природы; наиболее значимые в рекреационном комплексе особо охраняемые природные территории и природные объекты. Территории с субтропическим климатом. Объекты всемирного наследия. Музейные комплексы. Лечебные природные ресурсы. Курортные районы и центры. Исторические поселения федерального значения. Различия в специализации и уровне развития туризма и рекреации между районами юга России. Практическое занятие 31. Главные курортные районы.
Практическое занятие 32. Горные районы Кавказа.
Практическое занятие 33. Нижнее Поволжье и Южнорусский район.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой.
Тема 5. Юг Сибири и Дальнего Востока Состав территории рекреационной зоны. Особенности рельефа, климата, разнообразие природных зон. Объекты всемирного природного наследия. Уникальные особо охраняемые природные территории. Этническая культура народов как туристский ресурс. Музейные комплексы. Особых экономических зоны туристско-рекреационного типа. Практическое занятие 34. Рекреационные ресурсы юга Сибири.
Практическое занятие 35.Свободные экономические зоны туритско-рекреационного типа.
Практическое занятие 36. Юг Дальнего Востока.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 6. Азиатский Север Состав территории Азиатского Севера. Особенности природных условий, расселения и освоения. Низкий уровень развития инфраструктуры. Характеристика центров туризма. Объекты всемирного природного наследия и другие природные достопримечательности. Возможности использования этнической культуры в туристском комплексе. Очаги и центры туризма. Практическое занятие 37. Природные условия и достопримечательности.
Практическое занятие 38. Социально-экономические и культурно-исторические ресурсы.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. Тема 7. Место России в мировой системе туризма. География международных туристских потоков. География международных туристских потоков. Место России в системе мировых туристских потоков. Основные направления выездного и внутреннего туризма в России. Самостоятельная работа. Подготовка докладов и презентаций. Работа с литературой. |
5.3.3. Вопросы к экзамену
1. Эволюция географических знаний. Современная система географических наук. Социально-экономическая география как наука.
2. Формирование карты мира. Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Группы и типы стран, критерии их выделения.
3. Подходы к определению и выделению крупных регионов мира. Факторы регионализма: природный, этнический, демографический, конфессиональный, политико-географический, расселения; привести примеры их влияния на выделение регионов. Туристские регионы мира по ЮНВТО.
4. Религии народов мира.
5. Состав мирового хозяйства. Сущность международного географического разделения труда, специализации. Примеры специализации высокоразвитых и развивающихся стран. Страны, специализирующиеся на международном туризме.
6. Неравномерность экономического развития. Критерии уровня экономического развития, типы стран по уровню социально-экономического развития.
7. ИРЧП – интегральный показатель развития общества. Рейтинг стран по ИРЧП.
8. Классификация туристских ресурсов. Природные туристские ресурсы, культурно-исторические ресурсы туризма, методы их оценки. Социально-экономические ресурсы туризма.
9. Туристский потенциал территории. Оценка сопряжённого туристского потенциала территории и экономико-географических условий развития на ней туризма.
10. Предмет и задачи географии туризма, краткая история развития, её место в системе профессиональной подготовки. Основные справочные материалы и методы исследования.
11. Иерархия и типология туристских территорий: туристские регионы, районы, зоны, центры (основные теоретические положения, примеры).
12. Туристские регионы мира – схема ВТО.
13-19. Обзор туристских регионов: состав, географическое положение, природные условия и ресурсы для развития туризма, культурно-исторические ресурсы, особенности населения и социально-экономического развития, важнейшие туристские центры. (Европейский, Азиатско-Тихоокеанский, Ближний Восток, Южная Азия, Центральная Азия, Американский, Африканский туристский макрорегион).
20. Туристское районирование России: зоны, районы, крупнейшие центры).
21. Оценка природно-рекреационных ресурсов для развития туризма в России: рельефа, климата, водных объектов, природных зон.
22. Система особо охраняемых природных территорий в России; их рекреационное использование.
23. Туристское освоение объектов Всемирного культурного и природного наследия России.
24. Роль музеев-заповедников в организации туризма.
25. Малые исторические города России в системе туризма.
26. Использование особо охраняемых территорий России для отдыха и туризма.
27. Объекты религиозного паломничества в России. Их культурно-познавательная ценность.
28. Этническая культура как туристский ресурс. Примеры использования этнической культуры в туристском комплексе.
29-36. Оценка туристского потенциала зон и районов России: Европейского Севера, Центрального, Западного, Уральского районов, Верхнего, Среднего и Нижнего Поволжья, районов Юга России, Юга Сибири и Дальнего Востока, Азиатского Севера.
37- 60. Показать на карте:
Состав туристских регионов и субрегионов мира (по ВТО),
состав туристско-рекреационных зон России,
крупнейшие природные объекты (горные системы, реки, озёра, моря, элементы береговой линии).
Литература
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. учебник для вузов. А. Ю. Александрова. 2-е изд., перераб. и доп.. М.. КноРус. 2010. 459 с.Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма. учеб. пособие для вузов. А. Б.
2. Косолапов. 3-е изд., стер.. М.. КНОРУС. 2010. 270 с.
3. Лукьянова Н. С. География туризма: туристские регионы мира и России. практикум. учеб. пособие для вузов. М.. КНОРУС. 2010. 167 с.
Интернет-ресурсы
http://unwto.org/ - сайт Всемирной туристской организации
http://www.tourprom.ru - Турбизнес, туропедия , туристская социальная сеть
http://www.russiatourism.ru/ Официальный сайт Федерального Агентства по туризму РФ
http://tourlib.net/ - Все о туризме. Туристическая библиотека
http://www.ratanews.ru/ - Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии
http://www.atorus.ru/ - Сайт ассоциации туроператоров России
http://www.tourdom.ru/ - профессиональный туристический портал
http://www.tourbus.ru/ - сайт журнала Турбизнес
http://ttg-russia.ru/ - Travel Trade Gazette Russia
http://www.tourinfo.ru/ - сайт информационного агентства Туринфо
http://veter.turizm.ru/ - Вольный ветер - газета для любителей активного туризма